Оказывается, помимо привычного хозяйственного обряда, существовали и особые, в каком-то смысле даже магические, «операции», которые неизменно сопровождали процесс создания хмельного напитка. И люди верили, что если пренебрегать этими негласными правилами, то хорошего пива не видать! А вместе с ним – и счастливой жизни. Где связь? Рассказываю!
Пиво и женщины: как не испортить ценный напиток
Пивовары из деревни Пожарище (Вологодская область) рассказывают, что раньше к пивоварению подходили со всей ответственностью. Совсем не так, как сейчас. В ход шли и песни, и пляски, и прИговоры…
Баба какая несет приголовку, чашку, вот и ухает, и ухает, что есть мочи: «В кУте двери, на печЕ ворота! В кУте двери, на печЕ ворота! Пиво с хмелем, сымайся, да вверьх подымайся!» Это чтобы гости напились и в кутЕ двери искали. В куте же не может быть двери, а на печи – ворот. Чтоб опьянели, значит, и заблудились. Всем было весело и хорошо, — рассказывают они.
К слову, в Вологде (а именно в населенном пункте Сизьма) существует музей пива, где вам расскажут о способах приготовления этого традиционного русского напитка. Причем могут рассказать даже старинные рецепты! А помимо деревянных бочонков и других «пивных» предметов, там можно увидеть стекло эпохи социализма — это уже водочный формат.
Пиво в Сизьме не считалось алкоголем, его подавали к столу в огромных чашах как «запивку».
А еще раньше пиво варили в огромных чанах. Например, на свадьбы, когда нужно было «напоить» большое количество людей. Там уж, по словам пивоваров, ответственность за пиво повышается в несколько раз. А как же? Если уж взялся сварить пудов семь солода, так и позаботься, чтоб оно заходило.
А если не заходит, дак позор, кисель будет. Всё пиво, получается, испорчено. Это же всё на людях делается, на улице. И свадьба, значит, испорчена, и молодые худо будут жить.
А вот для этого и нужны традиционные обряды – чтобы пиво всегда заходило. Чтобы, как говорится, перед людьми лицом в грязь не ударить.
Это уж от людей не скроешь – какое там ты пиво наварил. Потому что все назавтра идут сусло пробовать. Если сусло получилось, значит, уже всё хорошо, уже полдела сделано. А если не получилось… Ведь каждый прохожий может подойти и попить сусла.
Бывало и такое, что пиво портили недоброжелатели. Или сама невеста прямо накануне свадьбы, если приходилось выходить за нелюбимого.
А еще, по рассказам тех же пивоваров из деревни Пожарище, если девушка дружит с парнем, а ее засватали за другого, то все – пиши пропало.
У нас бывало так –взяли, да напоили парня: в пиво добавили воды, которой покойника обмывали. И он заболел, и заболел, и так вот до конца жизни и болел, всю дорогу спал, спал, спал… Так ли, не так, а вот так было.
Портили женщины пиво и тогда, когда любимый жениться не хотел.
Также в деревне существует такое понятие как урОки. По-другому сглаз. Человек посмотрит, а тебе плохо становится, спать тянет…вот это и есть уроки.
Или вот какая-нибудь баба придет, например, урОки наведет на пиво. И оно ходить не будет. Потому что ведь обычно мужчины варили и никого к пиву не подпускали. Женщин вообще не подпускали.
И все. Не ходит пиво – не живое. А значит, не житье и молодым.
Представьте: свадьбу сОзвали, человек сто приедет… А пиво не получилось.
А хорошим в деревне считается пиво цвета как чай. Пивовары рассказывают, что в их роду хорошее пиво варил «дедушко». Он был настоящим мастером.
У него осталась дочь, Каплина Гавриловна. Дак вот я у нее много чего повыспрашивал. Вот она это много знает…Место-то у нас такое, как бы сказать… Традиции-то древние здесь шибко…
Кстати, а вы знали, что во время правления Петра I существовало два хмельного напитка: «полпиво» и пиво? Полпиво — это слабенький напиток из повторно сваренного солода. Его пили вместо воды, полпиво славилось своими жаждоутоляющими свойствами, и крепость его была не больше 1,5 градуса. А крепкие сорта варили с добавлением меда.
Была такая традиция: когда в семье рождался мальчик, варили пиво, добавляли мед и бочку закапывали в землю. Выпивали такое пиво на свадьбе парня. И это был очень крепкий напиток. Из интервью петербургского журнала Город 812 с заведующей Музеем истории пивоварения при ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» Галиной КЛЯРОВСКОЙ.
Если вам понравился материал, подписывайтесь на канал «Национальный акцент», где можно узнать много нового о жизни и традициях разных народов.