Читала журнал «Работница» за 63-й год и наткнулась на дневник участницы женсовета, которая проверяла общепит (столовые на производстве, в больнице, детдоме и так далее).

Я всегда думала, что женсовет – это шутливое наименование женского коллектива, который «возьмет и нарешает» задач своей особой логикой. Но нет. Женсоветы были в СССР и влияли на многие аспекты жизни. Куда там Елене Летучей (ведущая «Ревизорро»), с ее проверками и, как говорят многие анонимы, «подставами» (не берусь утверждать)… Ведь еще в СССР были органы проверки позабористей.

Женсоветы обычно возникали на предприятиях и курировали самые разные вопросы: от бытовых до морально-этических. Бытовые для меня, как исследователя кулинарных традиций, намного интереснее всех остальных. На днях я читала выпуск журнала «Работница» №2 от 1963 и наткнулась на изумительную статью-дневник участницы женсовета, которая проверяла столовые. Идейность, методы проверки, а также реальные впечатления очевидицы событий мы сегодня и обсудим.

Женсовет решил – женсовет сделал! Как проверяли работу столовых

Самый конец 50-х и начало 60-х – расцвет советских столовых. Их количество росло в геометрической прогрессии. Впрочем, не только столовых, но и кулинарий, домовых кухонь.

Из-за такого стремительного увеличения количества объектов предприятия общественного питания требовали проверки с особым пристрастием, поскольку планировалось отлучить хозяек от кухни и сильнее вовлечь их в производство (идея провалилась, как мы помним, но задумка занятная).

Так и появился независимый проверяющий орган. Причем женсовет (а точнее торговые комиссии при нем) проверял не только общественные столовые, но и заводские, больничные, школьные, в детских приютах. Давайте ознакомимся с несколькими заметками о таких визитах «ревизора».

«Начинаем год с похода в стоповую № 1. Слышала, что готовят там плохо, порции сомнительные. С утра позвонила Людмиле Иосифовне Глушко. Она посоветовала пригласить еще инструктора: и чистотой, наверно, не блещут. Пошли втроем, прямо к обеду. Платим за три винегрета, три супа с курицей, два шницеля и котлету. Объявили эти порции контрольными.Так и есть, только котлета идет полным весом, а в куске курицы недовес в 10 граммов из 50, в винегрете 28 граммов из 200, в шницеле 14 граммов из 200.

Сразу после обеда собрали всех поваров и раздатчиц. Зачитали акт.

Сначала все молчали . Потом как поднялись: и крик был и взаимные попреки. Но больше всех досталось старшему повару Воронину, во-первых, все мясное через его руки проходит, а во-вторых, он редко бывает трезв. А у пьяного что хочешь унесут. Вот и покрывает недостачу.»

Вот такая живая зарисовка от 3 января 1961 года. Что интересно, история имела и продолжение, о котором я узнала в том же дневнике. Героиня заметки, председатель торговой комиссии Советского района Т.П. Кирдяшкина, пришла с повторной проверкой в эту столовую и обнаружила, что пьяницу-повара уволили («не прошел проверку на честность»), а сама столовая, как в кинолентах Пырьева и Александрова, бодро борется за звание коммунистического коллектива.

Я предполагаю, что какие-то «проверяльщицы» могли за продовольственную «взятку» и умолчать о недостатках. А вы как считаете?

«8 января. Посмотрели столовую школы ФЗО №ЗЗ. В меню одни крупы. А на вид — и пробовать не хочется .

— Неужели вы и дома так готовите? — спрашиваем у поварихи.

— И дома раз на раз не приходится,- уклончиво отвечает она, а сама покраснела, как бурак. Зашли к директору школы. Договорились: кроме его, директорского контроля, над столовой будет еще общественный контроль, из самих ребят-учащихся.»

Кстати, что интересно, случаев хищений описано очень много. Это напомнило мне рассказы бабушки, которая называла продавцов, раздатчиц, кассиров и работников общепита «привилегированной кастой». Причем делала это с презрением, а я понять не могла с чего. Много позже оказалось, что она имела ввиду их доступ к пайкам, возможность воровать, в то время как страна недоедала, а набор продуктов и без краж был скуден.

Один из ярких примеров хищений описан в другой заметке. В расширенном составе героини пришли с проверкой в детсад №57, на который было много жалоб. А содержание их было очень простым: мол, заведующая ворует, дети недоедают.

«Обнаружили : на плите в отдельной кастрюльке несколько котлет, залитых соусом; в духовке отлично зажаренный кусок мяса! Взвесили — 850 гpaммoв — это для кого?- спрашиваем у заведующей. Растерялась, отвечает невпопад : — Учтите, мне мясо противопоказано. У меня повышенное давление. Могу справку представить».

Справку заведующая детсадом, видимо, планировала купить с помощью мясного пайка =)

Среди прочих записей очень интересной оказалась история о беляшах. Героиня пришла с проверкой в столовую, где не докладывали мясную начинку (это до сих пор практикуется, как ни прискорбно). Спрашивает у повара, в чем же дело, а тот ей в ответ — «увар». То есть начинка уварилась, поэтому в беляше ее мало.

«Ох, уж эти бeляши! Говорят, будто с тех пор, как стало известно, что это любимое блюдо Гагарина, они стали особенно популярны.» (с)

Наша героиня изучила способ приготовления (рецепт, технологическую карту) и в следующий свой визит лепила беляши «по науке» непосредственно на кухне. Начинки, если ее класть сколько положено, оказалось в два раза больше и никакого «увара».

Дорогая редакция
christina.salimova@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *